В 2015 году российские компании произведут около 3,4 млн тонн подсолнечного масла против почти 4 млн тонн в прошедшем году. Снижение составит порядка 15%. Эксперты объясняют этот факт рекордным урожаем подсолнечника в 2013 году, большая часть которого была переработана именно в прошлом году.
Несмотря на прогнозируемое снижение производства в текущем году, рынок янтарного масла в России все же будет перенасыщен. Тенденции на рынке масла таковы, что предложение значительно превышает спрос. Все больше предприятий ориентируются на экспорт. В 2014 году он равнялся порядка 20% от внутреннего потребления. Так, один из крупных холдингов в нашей стране ростовский «Юг Руси», помимо обеспечения внутреннего потребления, отправляет свою продукцию в постсоветские страны. В частности, это Азербайджан, Молдавия, Армения, Киргизия, прибалтийские страны. Среди покупателей также Афганистан и Монголия.
Эксперты отмечают еще одну существенную тенденцию – рост посевных площадей. В 2015 году площадь посевов подсолнуха в России составит около 7,5 млн га, в году следующем – на 1,3 млн больше (или 8,8 млн га). И если погода будет благоприятствовать, то увеличение посевов приведет к росту выпуска в 2016 году маслозаводами продукции до 3,8 млн тонн.
Вместе с тем на отечественный рынок растительного масла из-за рубежа поступают такие его виды, как оливковое, кокосовое, пальмовое, арахисовое. Так, в 2013-2014 годах доля импорта на отечественном рынке масла составляла около 17%. Лидирует здесь оливковое.
Мода на оливковое масло пришла в страну вместе с ориентацией на здоровое питание по-европейски в начале 2000-х годов. В 2006 году, к примеру, на рынке продавалось более 10 тыс. тонн этого продукта, а в 2010-м – 27 000 тонн. В пять следующих лет рынок оставался достаточно стабильным и предсказуемым.
Падение пришлось на конец 2014 года (за два последних месяца поставки сократились в 2 раза относительно подобного периода 2013 года) и продолжается в нынешнем году. Аналитики Euroresearch & Consulting связывают это с ростом цен на оливковое масло в рублях и, как результат, снижением его потребления.
Перспективы потребления масла в России предсказуемы. Россияне со средним (и тем более ниже среднего) доходом безболезненно откажутся от дорогого импортного оливкового масла в пользу традиционного в стране подсолнечного.