Компания Google совместно с центром стратегических исследований Enter определила тенденции и особенности розничной торговли, а также онлайн-ритейлинга в РФ по итогам 2013-го и первого квартала 2014 года. Согласно полученным данным, чаще всего российские пользователи ищут в интернете обувь, одежду, электронику, зоотовары, автомобильные товары, ювелирные украшения, часы, товары для дома, для отдыха и спорта, товары для детей.
Онлайн-бизнес уверенно развивается: за 2013 год общая выручка ритейлеров из топ-30 самых успешных компаний составила не менее 180 миллиардов рублей, это почти треть объёма всего российского e-comerce. Этому способствует множество факторов, в числе которых и увеличение количества пользователей интернета в России на 7% в 2013 году.
Пятёрку самых развитых городов по онлайн-доставке составили Краснодар, Казань, Москва, Самара и Санкт- Петербург. В этих городах осуществляет свою деятельность около 96 % всех интернет-магазинов. Более 58 % от общей суммы сделок в онлайн-бизнесе составил именно онлайн-ритейл, что говорит о том, что данный сектор и в будущем может привлечь реальные инвестиции.
Но общий (оффлайн и онлайн) темп розничной торговли в РФ заметно снизился. Если в 2012-м этот показатель был 12 %, то в 2013 году – всего 10,7 %. Такое снижение темпа роста зафиксировано и в экономиках других государств:
Экономика |
Темп роста розничной торговли в 2012 г. |
Темп роста розничной торговли в 2013 г. |
США |
4,6% |
4,2% |
ЮАР |
8,7% |
6,8% |
ЕС |
1% |
0,4% |
Китай |
25,2% |
13,7% |
Турция |
13,2% |
9,7% |
Бразилия |
12,3% |
11,9% |
Это свидетельствует о постепенном общем упадке экономики РФ на фоне медленного вымещения стандартных продаж онлайн-маркетингом. В России такой поворот событий более всего сказался на непродовольственном ритейле. По итогам 2013 года темп роста продаж в этом секторе снизился на 4,6 %. И если рассматривать статистику первого квартала 2014 года, то по сравнению с аналогичным периодом в 2013-м снижение темпа роста составило уже 3,7 %.
Наиболее перспективными группами товаров в России (согласно фактическому объёму прибыли с учётом инфляции) стали категории «Автозапчасти» (14,8 % роста), «Спорттовары» (18,8 %), «Косметика/парфюмерия» (13,5 %).
Если не учитывать Санкт-Петербург и Москву, самыми быстроразвивающимися регионами по розничному обороту непродовольственных товаров в 2013 году признаны Тюменская область (+15,3 %), Самарская область (+20,8 %) и Республика Башкортостан (+14,2 %).