Euroresearch & Consulting, www.er-cons.ru.
Рынок вендинга, то есть автоматизированной торговли, в России находится в зачаточном состоянии по сравнению с развитыми странами. Например, в 2011 году на всей территории страны насчитывалось всего 55 тысяч действующих автоматов, в то время как для США это число составляет 7 миллионов, для Японии – 6, в странах Евросоюза – 4. По подсчетам американских статистов, в монетоприемники каждый час опускают около 14 миллионов монет!
В России же более-менее приемлемая ситуация только в Москве, рынок вендинга в регионах находится на стадии зарождения. По оценкам экспертов, насыщенность его колеблется в районе 5–6 процентов. А это значит, что потенциал этого рынка – огромнейший.
Диаграмма соотношения количества торговых автоматов в разных странах:
Более того, опыт США показывает, что торговлей через автоматы занимаются в основном мелкие предприниматели, чаще всего – начинающие. Этот вид бизнеса настолько привлекателен, поскольку не требует большого числа сотрудников, а значит, затраты на зарплату и социальные выплаты минимальные. Больше половины операторов имели в штате меньше 5 наемных работников для обслуживания торговых автоматов, 16 % вели дело в одиночку.
Российский рынок вендинга отличается от развитого западного не только степенью насыщенности, но и структурой продаж, и разнообразием автоматов. Если в Японии и США, помимо обычных с напитками и едой, есть даже автоматы для выпрямления волос, то в нашей стране такого разнообразия не наблюдается.
Быстрее всего растет сегмент торговых автоматов кофейных и снек-автоматов. В Америке же этот сегмент дает намного меньше: на кофе приходится 6,8 процентов, на снеки – 21. Там безусловные лидеры – машины по продаже холодных напитков в бутылках и банках. Внедрение подобных в России также может дать хороший финансовый результат, поскольку рынок практически пустой.
Кроме того, опросы показывают, что интерес к торговым автоматам у российских потребителей находится в прямой зависимости от возраста: чем моложе человек, тем охотнее он совершает покупку в венд-машине. Таким образом, гарантирован долгосрочный интерес к приобретению еды и напитков не в закусочных, кафе или ларьках, а в менее затратных механических аппаратах.
Экономический кризис спровоцировал резкое падение импорта подобных устройств, однако с тех пор наблюдается непрерывный рост. Главное – правильно выбрать место под торговый автомат, и он окупается.
ПОДПИШИСЬ на нашу рассылку ( в левой средней части экрана) и получи БЕСПЛАТНО аналитику, пример бизнес плана и финансовой модели!