Аналитические исследования и итоги 2013-го еще впереди, а пока рассмотрим ситуацию на рынке «заморозки», сложившуюся в 2012 году. Объем рынка замороженных продуктов составил:
- овощи и грибы – 163 тыс. тонн;
- ягоды и фрукты – 64 тыс. тонн.
Доля отечественной продукции, представленной на российском рынке в 2012 году, составила лишь 13%. Лидером – экспортером продуктов данного сегмента является Польша. Вот как выглядят цифры польского импорта:
- замороженные овощи и грибы – 61%;
- замороженные ягоды и фрукты – 56%.
Если в краткосрочной перспективе еще ожидается незначительный рост импорта замороженных овощей, грибов, ягод и фруктов в Россию, то долгосрочные прогнозы вселяют оптимизм по поводу увеличения доли отечественной продукции на внутреннем рынке.
Например, группа компаний «БИТ», под чьей маркой «4 сезона» выпускаются более 60 позиций свежезамороженных овощных и грибных смесей, трав и фруктов, приступила в Новосибирске к строительству крупного производственно-распределительного центра. Это позволит в дальнейшем увеличить поставки собственной замороженной продукции в сибирские и дальневосточные регионы.
В Белгородской области в 2008 году открыт Шебекинский овощной комбинат (ШОК), входящий в состав холдинга «Рус Фуд Менеджмент». Сегодня это инновационное предприятие является одним из крупнейших в Восточной Европе по производству продуктов питания глубокой заморозки. Продукция торговой марки «Краски лета» хорошо знакома российскому потребителю. Именно Белгородчина в 2012 году признана лидером в производстве замороженных грибов и овощей.
Современный российский рынок замороженных овощей, грибов, ягод и фруктов еще очень далек от насыщения, поэтому отечественные производители имеют отличную перспективу увеличить собственную долю рынка и потеснить своих зарубежных коллег. И российские потребители рады видеть свои замороженные овощи и фрукты, так как больше доверяют отечественной продукции. Правда, чтобы стать конкурентоспособными в цене и качестве, необходимо приложить большие усилия.