Особенно отметим, что потребление алкоголя резко увеличилось на фоне постсоветского стресса, связанного с массовой приватизацией на территории бывшего СССР и соответствующим ухудшением в сфере социальной поддержки и обеспечения занятости среди мужчин трудоспособного возраста (это в чем то напоминает сегодняшние меры строгой финансовой дисциплины в европейских странах, таких как Греция, Польша, Испания и Италия). Так, эстонцы и русские увеличили потребление алкоголя более чем на 50 литров на душу населения в период с 1997 по 2011 гг. Другие страны восточной Европы были немного позади, демонстрируя увеличение более чем на 40 литров на человека.
По данным International Organization of Vine and Wine (OIV) мировое производство вина в 2011 году оставалось стабильным, несмотря на сокращение площадей виноградников. Франция по-прежнему удерживает пальму первенства, как крупнейшая в мире винопроизводящая держава: в текущем году она произвела почти 50 млн. гл. вина. Предыдущий владелец этого титула, Италия, столкнулась с 13% падением производства вина: всего 42,2 млн. гл. в 2011 году. Еще более крупное сокращение наблюдалось в Греции и Португалии по минус 17%в основном по причинам не очень благоприятных погодных условий в уходящем году.
Объемы российского производства вина в 2011 году снизились: в натуральном выражении было произведено и отгружено 72,7 млн. дал, что на 6% меньше, чем в предыдущем году.Сильное падение зафиксировано в категориях специальных (-19%) и плодовых (-26%) вин. Однако и в более объемных сегментах – игристых и столовых вин – отмечалось некоторое снижение темпов производства: на -1% и -4% соответственно.
По данным Euromonitor International в 2011 году общий объем продаж вина на российском рынке составил порядка 1 млрд. литров в натуральном выражении (7,14 литров на душу населения) и 8 млрд. долларов США в стоимостном выражении. Тем самым отрицательная динамика рынка кризисного периода была преодолена: темп роста в натуральном выражении составил 2,7% по отношению к 2010 году (в 2010 г. к 2009 было падение на 1,5%). В стоимостном выражении прирост составил всего 3,4% (т.е. с учетом инфляции можно говорить о стабильности).
На российском рынке вина доминирует off-trade канал продаж, что напротив нехарактерно для стран западной Европы и северной Америки. Несмотря на активное развитие HoReCa в последние годы, доля продаж этого каналадистрибуции по разным оценкам составляет не более 10%. Однако важно отметить, что в канале превалирует продукция премиальных и супер-премиальных категорий.
В будущем винодельческая отрасль России возможно переживет стадию бурного роста (до +7% ежегодно), катализатором которого будет адекватный экономический климат в стране, формирование культуры потребления вина, замещение крепких алкогольных напитков из-за полезных свойств вина, а также грамотная государственная политика, направленная на развитие отрасли, модернизацию производственных мощностей, продуктовые и технологические инновации.
Автор: Беседин Андрей Сергеевич, Euroresearch & Consulting
Сайт автора: er-cons.ru
ПОДПИШИСЬ на нашу рассылку ( в левой средней части экрана) и получи БЕСПЛАТНО аналитику, пример бизнес плана и финансовой модели!