производство колбасных изделий, рынок колбасных изделий, производители колбасных изделий, качество колбасных изделий
Российский
рынок колбасных изделий, деликатесов и полуфабрикатов является широким и
многоаспектным: на рынке присутствует большое количество производителей, а
номенклатура каждого крупного завода зачастую превышает 300 единиц продукции. К
данным изделиям принято относить широкий выбор разнообразных колбас, сосисок,
деликатесов и паштетов из мяса, полуфабрикатов из мяса, ветчин и т. д. Для
россиян перечисленные продукты социально значимы и занимают достойное место в
повседневном рационе питания наряду с такими продуктами как фрукты, овощи,
изделия из молока, хлеб.
На рынке преобладают российские компании (производители и дистрибьюторы), импортные производители представлены незначительно. Тем не менее, сектор является высококонкурентным и насыщенным. На рынке сильна региональная дифференциация: многие компании работают преимущественно в своих регионах. Это объясняется трудностями при организации логистики: продукция скоропортящаяся, а при транспортировке становиться еще и дороже. Поэтому местные потребители предпочитают покупать местные продукты.
По данным официальной статистики данная категория показывала устойчивый рост за исключением кризисных 2008-2009 годов со среднегодовым темпом прироста в 7,52%. С 2000 года по 2008 год на рынке развивалась тенденция к премиумизации продукции, однако в 2008-2009 годах продажи дорогостоящей продукции приостановились. С 2010 года тенденция к переключению потребителей на более качественные товары возобновилась. Сейчас по итогам 2012 года объем производства увеличился на 2% и достиг показателя в 2 511 тыс. тонн. Отметим, что в настоящий момент россияне потребляют заметно меньше мясных изделий, чем в развитых странах ЕС или США, что косвенно свидетельствует о потенциале роста нашего рынка в будущем.
Говоря об импорте колбасных изделий, отметим, что на протяжении последних лет он также показывал устойчивый рост, а номенклатура поставок достаточно широка. По итогам ушедшего 2012 года объем импортных поставок колбасных изделий на рынок России составил свыше 28 000 тонн или порядка 100 000 тыс. долл. США. В свою очередь объем экспортных поставок колбасных изделий из России составил около 25 000 тонн на сумму свыше 65 000 тыс. долл. США.
Таблица № 1. Основные торговые партнеры России на рынке колбасных изделий. 2012 год, в натуральном и стоимостном выражении[2].
Импорт в Россию |
тыс.
долл. США |
тонны |
Белоруссия |
41 485 |
12 564 |
Литва |
10 518 |
1 935 |
Испания |
7 206 |
1 211 |
Экспорт из России |
тыс.
долл. США |
тонны |
Казахстан |
57 496 |
22 451 |
Абхазия |
6 878 |
1 289 |
Азербайджан |
1 316 |
251 |
Лидерство
в импорте колбасных изделий принадлежит Белоруссии, что объясняется сильным
регулированием отрасли и господдержкой компаний-производителей. Также отметим,
что 5 первых стран-поставщиков импортируют в РФ около ¾ всей продукции.
Что касается экспорта, то здесь первое место принадлежит Казахстану: около 22 500 тонн и 57,5 млн. долл. США. Также среди стран, закупающих нашу продукцию, присутствует много государств из бывших стран СНГ, однако их доля незначительна.
После того как 22 августа 2012 года России вступила в ВТО, были изменены таможенные пошлины на многие продукты. Конечно, наша страна, подавшая заявку на вступление в ВТО в июне 1993 года, и государство, вступившее в ВТО, – это две разные страны и две разные экономики. Еще более жесткая конкуренция, которая нас ожидает, вынуждает задуматься на тему последствий вступления в ВТО. Отметим, что на колбасную продукцию были снижены таможенные пошлины. По прогнозам ряда экспертов это может привести к росту продаж импортной колбасной продукции более высокого качества. Впрочем, другие специалисты считают, что снижения цен не произойдет, поскольку продуктовые ритейлеры будут закладывать в стоимость более высокую прибыль, что ограничит рациональную выгоду от покупок.
Российский рынок колбасных изделий, деликатесов и полуфабрикатов многоаспектен и зависит от большого количества факторов. Основными факторами, определяющими развитие рассматриваемого рынка, являются состояние сырьевой базы (ведь стоимость сырья в конечном продукте достигает 50%), а также платежеспособность населения России.
В последние годы наблюдалось увеличение использования импортного сырья в производстве колбасных изделий. Что касается состояния нашей сырьевой базы, то производство мяса в России в последние годы развивается, хоть и не без проблем (см. таблицу ниже).
Таблица № 2. Производство основных видов скота и птицы на убой сельско-хозяйственными организациями в России[4].
Январь 2013 г. |
|||
тыс. тонн |
в % к |
||
январю 2012 г. |
декабрю 2012 г. |
||
Скот и птица на убой в живом весе, из них: |
627 |
115,0 |
84,6 |
- крупный рогатый скот |
71 |
103,1 |
67,1 |
- свиньи |
173 |
131,8 |
79,1 |
- птица |
381 |
111,3 |
94,4 |
Если говорить о производстве мяса птицы, то по итогам 2012 года Россия произвела порядка 3,6 млн. тонн мяса птицы. Если сопоставить эти цифры с данными по внутреннему потреблению внутри РФ (а это около 95%), то становится понятно: рынок практически полностью насыщен, и пришла пора говорить об экспорте. После того как Россия вступила в ВТО, она упростила доступ наших компаний на внешние рынки, однако дальнейшая экспансия будет весьма и весьма непростой.
Что касается производства говядины, сектор показывает отрицательную динамику на протяжении ряда лет. Это объясняется сложностью производства, конкуренцией со стороны других видов мяса и неготовностью россиян платить свои деньги за этот более дорогой продукт.
Если
рассматривать индустрию свиноводства, то здесь наблюдается обратная ситуация:
именно вступление в ВТО и снижение импортных пошлин осложнило положение дел в
отрасли. Теперь многие игроки рынка опасаются существенного усиления
конкуренции и даже разорения отечественных комплексов. Также на рассматриваемую
категорию оказывает негативное влияние АЧС: Россельхознадзор предупреждает, что
в 2013 году пандемия может принести ущерб свиноводству на сумму 8 млрд. рублей.
Что касается платежеспособности населения России, то отметим, что данный вопрос носит комплексный характер. С одной стороны на рынке будет наблюдаться дальнейший рост цен на продукцию, с другой – возможное влияние ВТО и поступление на рынок импортной продукции притормозит рост цен. В свою очередь среди россиян распространяется тенденция к здоровому образу жизни, что приводит к повышению требований к качеству продукции. В этих условиях довольно трудно предсказать сохранится ли в будущем премиумизация рынка и рост импорта или будет происходить переключение в низкий ценовой сегмент и замена потребления на другие категории товаров.
В целом на российском рынке ведут свою деятельность свыше 5 000 мясокомбинатов. Сектор не является высоко консолидированным: 2/3 всей продукции производится 100 компаниями. В Москве расположено несколько крупнейших производителей, в регионах сильны позиции локальных игроков, о чем уже упоминалось ранее. Среди лидеров отрасли выделяют: ГК Останкино, ГК Тавр, Микояновский мясокомбинат, компанию Дымов, группу Черкизово, ГК Царицыно, ГК Продо и холдинг Российские мясопродукты.
Победа в конкурентной борьбе обычно достигается игроками благодаря грамотной проработке маркетинговой стратегии: дистрибуции, ценовой политики, позиционирования продукта, а также внимания к качеству (ведь в России ожидается переход от ценовой конкуренции к конкуренции по продукту).
[1] Источник: данные
ФСГС, www.gks.ru, анализ рабочей
группы Euroresearch and
Consulting.
[2] Источник: Федеральная
Таможенная Служба, www.customs.ru, Статистка ООН, www.comtrade.un.org, анализ рабочей группы Euroresearch
and Consulting.
[3] Источник: Федеральная
Таможенная Служба, www.customs.ru, Статистка ООН, www.comtrade.un.org, анализ рабочей группы Euroresearch
and Consulting.
[4] Источник: данные
ФСГС, www.gks.ru, анализ рабочей
группы Euroresearch and
Consulting.