Колбасные изделия и подобные им продукты из мяса уже давно стали одним из самых больших сегментов рынка продовольствия. Колбаса свиная, сервелат и разнообразные мясные деликатесы для наших соотечественников – продукт, без которого немыслим ни повседневный рацион, ни праздничное меню. Почти третья часть всего перерабатываемого в пищевой промышленности мяса, будь оно российского производства или привозное, идет именно на колбасу.
Современный рынок колбасных изделий Российской Федерации обеспечивается в основном за счет внутренних предприятий. Конечно, свой вклад вносит и пищевая промышленность Беларуси и других стран СНГ и даже Европы, но импорт составляет весьма незначительную часть объемов потребления.
Однако тенденция начала немного меняться в период с 2002 года – и импорт, и экспорт колбасных изделий стал медленно расти. Так, за семь лет с 2000 до 2007 объем ввоза увеличился в три раза, вывоза – в два.
Соотношение импорта и экспорта колбасных изделий в России
Если обработать данные Федеральной таможенной службы, в прошедшем, 2012 году, импорт мясных деликатесов и колбасы в нашей стране составил 15,4 тысячи тонн в натуральном выражении и вырос относительно объемов 2011 года на 28 процентов (на 25,4 % если рассматривать в стоимостном выражении). Главные страны – поставщики колбасной продукции в Россию это:
· Латвия,
· Литва,
· Испания,
· Венгрия,
· США.
А вот экспорт колбас в 2012 году снизился – на 1/5 в натуральном выражении (2,1 тыс. тонн) и на 18% в стоимостном, составив 35 миллионов у.е. Производится он в основном на Кавказ и в среднеазиатские республики (Киргизия, Азербайджан).
Тенденции развития мясной пищевой промышленности
Но уменьшение экспорта не означает проблемы в пищевой промышленности. Наоборот, за 2012 год общий объем производства колбасы вырос, хоть и не очень значительно. Прирост составил 2 %, изготовлено больше двух с половиной миллионов тонн продукции. Популярно производство вареной и копченой колбасы, однако самый большой процент приходится на фаршированную – 37.
Современный рынок колбасных изделий развивается за счет пересмотра размещения пищевой промышленности – все больше инвестиций идет в региональное производство. Перспективы тут вполне ясные – стоит ожидать увеличения числа мясных холдингов, интегрированных горизонтально.