150 статья ГК РФ говорит, что к оцениваемым нематериальным благам компании может относиться только ее деловая репутация – неотъемлемая часть предприятия, которой нельзя распоряжаться отдельно. Иными словами, это гудвилл – отражение стоимости компании без ее активов и пассивов.
Репутация не имеет своего срока жизни: в отечественной практике считается, что факторы, формирующие ее, приносят выгоду в течение двух десятков лет после их приобретения и за этот период постепенно амортизируются. В зарубежных компаниях на амортизацию этого нематериального блага отводятся иные сроки: в США гудвилл подлежит ежегодной переоценке, в Японии – раз в 5 лет, в Канаде – один раз в 40 лет.
Согласно российским правилам бухгалтерского учета репутация принадлежит к нематериальным активам и должна определяться как разница между покупной стоимостью всего имущества компании и балансовой ценой всех активов. Международное же право определяет гудвилл как разницу справедливой и покупной цены всех активов. Вместе с тем гудвилл бывает и отрицательным, но с точки зрения покупателя он не делает компании аналогичную отрицательную репутацию. Таким образом, репутация – это активы, которые убеждают клиентов пользоваться услугами компании.
Все нематериальные активы, формирующие деловую репутацию, при оценке делят на группы:
- активы, которые нельзя отделить от компании: квалифицированный персонал, клиентская база, узнаваемость товара, надежность предприятия, система руководства;
- активы, которые нельзя отделить от отдельных лиц: квалификация и репутация отдельных работников каждого из звеньев компании;
- активы, которые могут быть отделены от компании: лицензии, контракты, торговая марка.
- Учет результатов отдельных сделок: размер репутации определяют как разницу между стоимостью, уплаченной за компанию, и стоимостью активов и пассивов.
- Учет экономического эффекта от репутации, т. е. получение дополнительной выгоды от гудвилла.
Оценка гудвилла имеет значительное влияние на покупную стоимость компании: так, балансовая стоимость компании Kraft Foods до ее покупки корпорацией Phillip Morris едва превышала 3 миллиарда. Именно благодаря объективной оценке гудвилла Kraft Foods ее владельцам удалось выручить от продажи более 13 миллиардов долларов!