Российские граждане уверенно осваивают личный автомобильный транспорт. И в количественном, и в качественном выражении продолжается рост автопарка страны. Аналитики маркетинговой компании Euroresearch & Consulting провели масштабное исследование. В нем произведена количественная оценка состояния дел в обеспеченности граждан России автомобилями. Несмотря на общий рост числа автомашин, положение не столь радужно. Большое количество старых иномарок на дорогах страны не способствует безопасности. Наличие действующих производств оказывает существенное влияние на изменение структуры автопарка в сторону иномарок, производимых в России. Прогноз развития парка личного транспорта строится в соответствии с экономическими показателями и характеризуется как умеренно позитивный.
Согласно изученным данным, на начало текущего года в распоряжении граждан находилось 39,1 млн автомашин. За календарный год автомобильный парк вырос на 6,5 %. Это на 2,41 млн штук больше, чем число зарегистрированных легковых автомобилей к концу 2012 года. Анализ структуры частного автопарка показал различие по территориальному признаку.
В центральных областях эксплуатируются до трети всех личных автомашин России. В ЦФО на учете в 2013 году находилось 11,51 млн автомобилей отечественных и иностранных марок. Второй по численности автомобилей на душу населения район – ПФО. На берегах Волги, где расположены основные мощности автомобилестроительной отрасли, в распоряжении граждан имеется 7,55 млн машин. Сибирский ФО не намного отстает по обеспеченности населения собственным автотранспортом. Здесь эксплуатируется почти 13 % от всех имеющихся в стране автомобилей, около 5 млн единиц.
Прогноз состояния личного автопарка россиян аналитики Euroresearch & Consulting строят в соответствии с прогнозом роста экономики, возможным изменением доли отечественных машин в семьях и необходимостью замены части автомобилей из-за физического износа.
По оценкам исследователей, российский автопарк почти наполовину состоит из автомобилей, перешагнувших 10-летний возрастной рубеж. На долю новых, не старше 3 лет, машин приходится 18 % от общей численности.
Отечественные марки предпочитает меньшая часть владельцев легкового транспорта. На продукции лидера в этой категории, АвтоВАЗа, ездят 35 % автомобилистов. Другие отечественные автомобили в совокупности не составляют и 9 % от общего числа. Среди иномарок с большим отрывом лидирует Toyota.
Перспективу развития автопарка специалисты видят в увеличении доли иномарок российской сборки, общем омоложении и росте количества автомобилей на душу населения. Но негативные тенденции в экономике не позволяют надеяться на увеличение числа легковых автомобилей в ближайшие годы более чем на 4,5 % .