Наглядная демонстрация продолжающегося процесса автомобилизации населения представлена в отчете по проведенному в конце второго квартала 2014 г. маркетинговому исследованию. Работа посвящена анализу и прогнозу развития парка легковых автомобилей в России.
Согласно изученным данным, на начало текущего года в распоряжении граждан находилось 39,1 млн автомашин. За календарный год автомобильный парк вырос на 6,5 %. Это на 2,41 млн штук больше, чем число зарегистрированных легковых автомобилей к концу 2012 года. Анализ структуры частного автопарка показал различие по территориальному признаку.
В центральных областях эксплуатируются до трети всех личных автомашин России. В ЦФО на учете в 2013 году находилось 11,51 млн автомобилей отечественных и иностранных марок. Второй по численности автомобилей на душу населения район – ПФО. На берегах Волги, где расположены основные мощности автомобилестроительной отрасли, в распоряжении граждан имеется 7,55 млн машин. Сибирский ФО не намного отстает по обеспеченности населения собственным автотранспортом. Здесь эксплуатируется почти 13 % от всех имеющихся в стране автомобилей, около 5 млн единиц.
Прогноз состояния личного автопарка россиян аналитики Euroresearch & Consulting строят в соответствии с прогнозом роста экономики, возможным изменением доли отечественных машин в семьях и необходимостью замены части автомобилей из-за физического износа.
По оценкам исследователей, российский автопарк почти наполовину состоит из автомобилей, перешагнувших 10-летний возрастной рубеж. На долю новых, не старше 3 лет, машин приходится 18 % от общей численности.
Отечественные марки предпочитает меньшая часть владельцев легкового транспорта. На продукции лидера в этой категории, АвтоВАЗа, ездят 35 % автомобилистов. Другие отечественные автомобили в совокупности не составляют и 9 % от общего числа. Среди иномарок с большим отрывом лидирует Toyota.
Перспективу развития автопарка специалисты видят в увеличении доли иномарок российской сборки, общем омоложении и росте количества автомобилей на душу населения. Но негативные тенденции в экономике не позволяют надеяться на увеличение числа легковых автомобилей в ближайшие годы более чем на 4,5 % .